Федеральная налоговая служба подготовила советы по статье Налогового кодекса о так называемой необоснованной налоговой выгоде (№ 163-ФЗ статья 54.1 НК РФ). Изменения вступили в силу в августе и прямо показывают, что запрещается уменьшение налоговой базы за счет искажения сведений о хозяйственной деятельности. Письмо подготовили для "единообразного подхода к сбору доказательственной базы в отношении фактов нарушения".
ФНС наряду с этим отмечает, что обсуждаемая статья не является кодификацией правил Распоряжения Пленума ВАС, а представляет совершенного новый поход к проблеме, но учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.
Наряду с этим судебная практика, сформированная до вступления в силу закона № 163, не будет употребляться в рамках проведения камеральных налоговых проверок и на протяжении выездных проверок.
ФНС также выделяет, что пересматриваемая статья не расширяет полномочия налоговых органов по сбору доказательной базы.
Показателями искажения ФНС именует создание схемы "дробления бизнеса" для особых режимов налогообложения, и пользование пониженными налоговыми ставками, льготами либо вовсе освобождение от налогообложения. Внимание обратят на неправомерное применение международных норм, например, направленных на избежание двойного налогообложения. По первому пункту статьи также будут квалифицироваться фиктивные сделки, неотражение в отчетности выручки от товаров и услуг, и заведомо недостоверная информация в бухгалтерском и налоговом учете.
Любопытно, что Налоговый кодекс не ограничивает право проводить операции с минимальными налоговыми последствиями, но при выборе варианта сделки не должно быть "показателя искусственности", лишенного хозяйственного смысла.
Для налоговых органов будет недостаточным все сделки, из-за которых плательщик налогов получил экономию. Нужно будет указать конкретные действия, которые обусловили совершение правонарушения, и о намерениях причинить вред бюджету.
Чтобы проверить спорную сделку, налоговым органам рекомендовано получать прояснения от причастных лиц, осматривать территории, помещения, документы. Помимо этого сотрудники смогут сопоставлять количество поставляемых товаров размерам складских помещений, проводить опись имущества. При необходимости налоговые органы смогут проводить углубление документов либо предметов и проводить нужные экспертизы.
Правила ВАС не используются
Вопрос необоснованной налоговой выгоды поднимался в 2006 году Высшим арбитражным судом, тогда в судебной практике были обозначены четкие критерии необоснованности выгоды.ФНС наряду с этим отмечает, что обсуждаемая статья не является кодификацией правил Распоряжения Пленума ВАС, а представляет совершенного новый поход к проблеме, но учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.
Наряду с этим судебная практика, сформированная до вступления в силу закона № 163, не будет употребляться в рамках проведения камеральных налоговых проверок и на протяжении выездных проверок.
ФНС также выделяет, что пересматриваемая статья не расширяет полномочия налоговых органов по сбору доказательной базы.
Искажения сведений о фактах хозяйственной жизни
Чтобы доказать искажение фактов хозяйственной жизни предприятия для понижения налогов, ФНС показывает на совокупность событий, которую должен доказать проверяющий орган. В первую очередь – в чем конкретно выразилось искажение. Также потребуется установить причинную связь между действиями плательщика налогов и допущенными искажениями и умышленный характер действий. ФНС выделяет, что методологическая ошибка в фактах хозяйственной жизни, совершенная без умысла, не может признаваться искажением по этому пункту статьи.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Новые реалии: что принесет бизнесу концепция необоснованной налоговой выгоды
Судебная практика как гарантия верного истолкования новелл Налогового Кодекса
Судебную практику о необоснованной выгоде могут закрепить в НК
Сделки для налоговой экономии
Второй пункт статьи 54.1 потребует от проверяющих органов доказать, что основной целью проведения сделки либо операции было не получении результатов предпринимательской деятельности, но налоговой экономии. Под этот пункт попадет формальный документооборот, когда сделка не исполняется заявленным агентом, а совершается в целях неправомерного учета затрат и заявления о налоговых вычетах. "Налоговые органы должны доказать, что такая сделка не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения", – комментирует ФНС.Любопытно, что Налоговый кодекс не ограничивает право проводить операции с минимальными налоговыми последствиями, но при выборе варианта сделки не должно быть "показателя искусственности", лишенного хозяйственного смысла.
Для налоговых органов будет недостаточным все сделки, из-за которых плательщик налогов получил экономию. Нужно будет указать конкретные действия, которые обусловили совершение правонарушения, и о намерениях причинить вред бюджету.
Чтобы проверить спорную сделку, налоговым органам рекомендовано получать прояснения от причастных лиц, осматривать территории, помещения, документы. Помимо этого сотрудники смогут сопоставлять количество поставляемых товаров размерам складских помещений, проводить опись имущества. При необходимости налоговые органы смогут проводить углубление документов либо предметов и проводить нужные экспертизы.
No comments:
Post a Comment